Ретроспективная выставка «Семерки» в Музее изобразительных искусств Туркменистана им. С. Ниязова – знаковое событие в культурной жизни страны, переносящее зрителей в стены Музея Востока, в далекую осень 1971 года, когда на веселом и огненном вернисаже молодые львы придумали группу, назвав ее в честь вестерна «Великолепная семерка». Куратором легендарной выставки была Маргарита Халаминская. Куратор выставки 2024 года заслуженный художник Туркменистана Батыр Бекмурадов выбрал для проекта название «На земле Туркмении», концептуально реминисцируя к истокам ее восхождения.
«Семерка» не составляла программных манифестов, подобно объединениям рубежа XIX – XX веков. Спонтанно образовался союз сердец, пульсирующий горячими спорами о смыслах и целях искусства. Полифония индивидуальностей, увлеченных идеей синтеза искусств: живопись, графика, сценография, кинематограф, скульптура, публицистика, просветительская деятельность в прессе, на радио, общественная и социальная активность – им все было интересно. Они жили по принципу «здесь и сейчас», понимая, что жизнь — это узкий мост и главное ничего не бояться. Объединение определило вектор развития национальной школы изобразительного искусства последней трети XX века. Потому и лейтмотив выставки «Живопись Туркменистана. Мелодии туркменской души», с успехом прошедшей в Музее Востока в декабре 2014 года, звучал «мы возвращаемся в старые стены» и посвящался «Семерке», ворвавшейся в искусство как Весна, как Событие, как Праздник, доказав жизнеспособность фразы Сергея Дягилева: «в искусстве нет национальностей, но есть национальное искусство». Ретроспекция группы – это обновление смысловых кодов сложного и до конца не изученного явления.
Как и многим другим, автору этих строк, посчастливилось приходить в мастерские Кульназара Бекмурадова, Чары Амангельдыева, Дурды Байрамова, слушать, как Шаджан Акмухаммедов, счастливый и всегда молодой, пел романсы, аккомпанируя себе под гитару, вспоминать, как Геннадий Бабиков рассказывал о рано ушедшем сыне искусствоведу и галеристу Людмиле Кистович. О группе в разное время писали К. М. Кантор, директор Музея Востока С.М. Ерлашова, М.Н. Халаминская, Ю. Я. Халаминский, И.А. Гиршман-Кистович. Чета Халаминских продвигала «Семерку» на международном уровне: на парижском биеннале 1967 года экспонировался С. Бабиков, художники объединения с творческими поездками посетили Германию, Индию, Алжир, Италию, Францию, так, индийские серии Д. Байрамова, Ш. Акмухаммедова входят в собрание музея изобразительных искусств Туркменистана.
«Пробуждение безмолвных», «Игра в мяч. Апрельские девушки», «Туркменские ковровщицы», «Ткачиха», «Автопортрет в сомбреро», «Тюльпан» (монумент Павшим воинам 1941-1945 годов), «Моление о воде». Не нужно называть фамилии авторов культовых работ, определивших ракурс эпохи. Пожалуй, основной вопрос заключен в том, каков действительный масштаб группы? Парадоксально зародившееся в недрах СХ СССР как движение за национальную идею в искусстве, что позиционировали идеологи группы Бек, Шаджан и Джума, вышло ли ее влияние за пределы туркменской школы? Художественные откровения «Семерки» принадлежат Туркменистану или их следует рассматривать как часть мирового фонда культурного наследия? Актуальны ли ее достижения в период contemporary art?
Еще в семидесятых появление «Семерки» было расценено как яркое событие советского искусства, продемонстрировав сложение новой туркменской школы, занявшей лидирующие позиции на всесоюзных выставках. Все участники «Семерки» - выпускники российских ВУЗов: института им. В. Сурикова, института им. И. Репина, ВГИКа. Д. Джумадурды – воспитанник А. Щетинина (художественное училище им. Ш. Руставели). Их наставниками были выдающиеся мастера Д. Мочальский, М. Курилко-Рюмин, И. Серебряный, Е. Моисеенко, Г. Мясников. Становление группы как художественного явления является и достижением русской академической школы, что свидетельствует о евразийском формате «Семерки». Большая часть наследия группу входит в собрание музеев России, в числе которых ГТГ, РОСИЗО, Музей Востока. Важно вспомнить о том, что К. Бекмурадов, первый ректор Академии художеств Туркменистана, взял за основу педагогические системы художественных ВУЗов России. Велика роль общественной деятельности А. Акмухаммедова, возглавлявшего туркменское отделение Советского фонда культуры, он был заместителем министра культуры Туркмении.
«Семерка» как зеркало отразила узловые тенденции 60-х: идеализацию революционных идей как один из мейнстримов Оттепели, «суровый стиль», возрождение национальных истоков, модернизм и абстракцию, особенно близких Ч. Амангельдыеву в его поздний период. Использование элементов национального декоративно-прикладного искусства как средства формирования пластического мотива сближает группу с идеями туркменского авангарда. Острое национальное самосознание - лейтмотив творчества Д. Джумадурды, успешно работавшего и как скульптор, и как график, и К. Бекмурадова, лебединой песней которого стала персидская серия, посвященная С. Есенину. А. Акмухаммедова характеризует широкая амплитуда интересов. Его актёрские работы помнят зрители разных поколений в фильмах «Свет маяка», «Офицеры», «Смерти нет, ребята», как художника кино знают по «Рабыни» Б. Мансурова, снятой по рассказу А. Платонова «Такыр». Наследие С. Бабикова, артистичного колориста, определяют эксперименты с цветом, формой и перспективой. Он развил линию «Бубнового валета», которым увлекся вместе с О. Целковым и В. Голявкиным в начале 50-х. Кажется, нет ни одного крупного деятеля культуры Туркмении, чей портрет не написал бы Д. Байрамов, у которого с «Семеркой» сложился роман-танго: в 1972 он вышел из группы, вскоре вернулся, участвовал на выставке объединения в Центральном доме художника (Москва, 1984). М. Мамедов уловил мелодию и ритм Каракумов и плавных движений ажурных джигитов, отточенная графика его картин словно сошла с древнеегипетских рельефов. «Семерка» связала Восток и Запад туркменским маршрутом Шелкового пути.
Жизнь художника эфемерна как полет бабочки, но искусство не терпит суеты. У Гёте есть стихотворение «Время – критик искусства». Время и пространство сингулярны, все в мире подчинено идее перемен, освещенной лишь светом далеких звезд. Что ждет наследие «Семерки»? Долгий путь к славе? Поживем увидим!