"За лучшую долю"
К столетию Народного художника Туркменистана Иззата Клычева
Картина «За лучшую долю» («На интервентов», 1957 год) туркменского художника Иззата Клычева – одна из наиболее сильных и впечатляющих работ художника. Эта панорама посвящена теме гражданской войны и примечательна не только точной передачей всего драматизма ситуации, но и тем, что дала толчок дальнейшему развитию этой темы в национальной живописи, не говоря о том, что она до сих пор находит огромный отклик в сердцах туркменов.

Состоящее из множества образов полотно охватывает сразу несколько пластов: исторический, культурный, психологический. У каждого персонажа, изображенного на ней, есть своя роль, свой характер и мы видим не просто его место в сюжете, но и весь жизненный путь.

Центральный герой картины – юноша, отправляющийся на войну. Он только начал жить, рядом с ним – жена, которая держит в руках младенца. Можно угадать и образ матери героя: её плечи опущены, в фигуре читаются тревога и неуверенность в возвращении сына. За спиной юноши стоит отец, что символизирует народную туркменскую мудрость: «За кем, как гора, стоит отец, у того бесстрашное сердце». Между членами этой семьи видны не только теплота, но и горе разлуки и, разумеется, растерянность от того, что вся система обрушится в случае гибели молодого солдата. Однако мысль об отступлении не допускается. Его провожают как героя, его будут встречать как героя.

В правой части картины мы видим образ сгорбленной старухи с посохом в руке. Босая, дряхлая и согнутая, она словно показывает, как выглядит человек, переживший несколько войн, потерявший сыновей, смирившийся перед неизбежностью, но все равно пришедший проводить и благословить ещё одного.

Кажущаяся на первый взгляд скученность персонажей только усугубляет чувство всеобщей неразберихи, напряженности, суматохи и непонимания, того, какой дальше будет жизнь этих людей.

Ещё одна босая женщина – мать героя. Её образ отражает не только простоту и невысокий материальный статус, но и близость к земле, чистоту души и чувства, с которым туркменская мать любит своего сына, свою землю и готова продолжать жить на ней, защищать своей любовью и силой.

Художник намеренно придал образам народные черты, как будто бы срисовал их, не выдумал. Тут и маленький мальчик, держащий узду коня, и плачущая мать, предчувствующая потерю, и девушка, растерянная неопределённостью своего будущего, – каждый из них проживает что-то свое и в то же время общее, народное.

Фигуры отдаляющихся воинов лишь усиливают чувство надвигающейся разлуки. Они окрашены цветом закатных лучей уходящего за горизонт солнца, чей свет смешивается с пылью, поднимаемой лошадьми.

Солнце всегда имело огромное значение в творчестве Иззата Клычева. Здесь оно тоже прощается с нами, с молодым солдатом и его соратниками и совершенно непонятно, каким станет новый день для всех героев картины, останется ли жив кто-то из них. Но любой закат неизбежно превратится в рассвет, и любая тьма закончится, как закончилась и эта тёмная война в истории туркменского народа.

Довлетмурад Дурдыев
Под редакцией
Евгении Перфильевой

Made on
Tilda