Таджикский театр оперы и балета:
к новым горизонтам
Если вы приедете в Душанбе, то, пожалуй, в первую очередь, вас познакомят с главной достопримечательностью города – в самом его сердце, на площади 800-летия Москвы, расположилось величественное здание театра оперы и балета.
Свою творческую историю он отсчитывает с 1936 года, само же здание – архитектурный шедевр советской эпохи, - в прошлом году отметило почётный 80-летний юбилей. Строительство этого монументального объекта не останавливалось даже в годы Великой Отечественной войны, - зябким зимним днём 17 февраля 1942 года молодой и перспективный коллектив обрёл свой заветный дом, ставший для многих поколений театральных деятелей обителью творческих грёз и незаурядных замыслов. А для жителей и гостей столицы – излюбленным местом встреч и неизменным атрибутом родного города.

Летопись Таджикского государственного академического театра оперы и балета имени Садриддина Айни насчитывает десятки сезонов, ещё больше – волнующих судеб, трепетных надежд и мечтаний, рождённых под светом софитов, в колышущемся зареве таких же, как сегодня, неспешных, улыбчивых осенних закатов. Среди знаменитых служителей театра – Народная артистка СССР Малика Сабирова, Народный артист СССР Гафар Валамат-заде, Народная артистка СССР Туфа Фазылова, множество талантливых певцов, танцоров, режиссёров, музыкантов, удостоенных ярких регалий, как в Таджикистане, так и на всесоюзном уровне. «Чтя прошлое, к лучшему будущему», - девиз современного театра, который по-прежнему остаётся единственным среди восьми функционирующих музыкальных театров в Таджикистане, имеющим статус академического, что говорит о высокой профессиональной планке и удерживающей им лидирующей позиции, - причём не только в родной республике. В 2021 году ТГАТОБ им. Айни вошёл в независимый рейтинг «ТОП-10 театров СНГ», представители его творческой команды – неоднократные лауреаты и финалисты международных профессиональных конкурсных программ, а руководящий состав – формирователь новых реалий на культурном пространстве Содружества.

Одной из многообещающих инициатив таджикского театра стало учреждение Координационного совета театров оперы и балета СНГ – с этого и до 2025 года Душанбе берёт бразды правления и комплектации всей юридической базы нового совещательного органа, который по плану должен способствовать улучшению творческого климата в музыкальной среде стран Содружества, укрепить профессиональные связи, внести ощутимую лепту в наращивание кадрового потенциала. Данные договорённости были достигнуты на полях международного фестиваля-симпозиума «Содружество академических искусств», который проходил в Санкт-Петербурге минувшим августом. Северная столица встретила соседей, как и полагается гостеприимному русскому народу, хлебом-солью, – а ещё музыкой, энергичной атмосферой и новыми возможностями, которые не преминуло реализовать театральное сообщество СНГ. Коллеги скрепили подписями Меморандум о сотрудничестве, направленный на поддержку молодых дарований, знакомство мировой общественности с историко-культурным наследием стран-участниц Соглашения и дальнейшие вовлечение в мировое культурное сообщество. Именно этот документ регламентирует основание Координационного совета, - нового амбициозного проекта таджикского театра, о предстоящей деятельности которого, международной работе и достижениях самого ТГАТОБ им. Айни рассказал его директор Камолиддин Сайфиддинзода.

- Камолиддин Шарофиддинович, возглавляемый Вами театр с 2014 года является базовой организацией СНГ по культурному сотрудничеству. Что вменяется в обязанности обладателю такого статуса? И как теперь будут расставлены смысловые акценты в деятельности театра, уже на руководящем посту Координационного совета?

- Во-первых, следует отметить, что делегированный нашему театру почётный статус базовой культурной организации СНГ – это плод неустанных усилий Основателя мира и национального единства – Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого ЭмомолиРахмона. Культурная же сфера с самых первых дней зарождения нашей самостоятельной республики рассматривалась как мощная объединяющая сила. Театр оперы и балета имени Садриддина Айни, в свою очередь, был и остаётся вот уже на протяжении более восьми десятков лет оплотом и флагманом академического музыкального искусства Таджикистана.

Вы правы, театр свою консолидирующую миссию исполняет не первый год: мы приглашаем зарубежных коллег, организовываем интересные проекты совместными силами, именно наша сцена неизменно становится площадкой для концертных программ именитых исполнителей и коллективов, осуществляемых в рамках Дней культуры или иных межгосударственных мероприятий. Например, вот в июле под сводами нашего театра звучали аккорды Народного артиста России Дениса Мацуева, который дал незабываемый концерт в Душанбе. Нашими гостями были знаменитый Ансамбль песни и пляски Краснознамённого Черноморского флота, Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», - это только в прошлом творческом сезоне. А, если спуститься на год раньше, то с теплотой вспомним блестящие концерты «Морошки» и «Гжель», большим подарком для всех душанбинцев стало выступление Эдуарда Апломбова, - самого известного конферансье в мире (смеётся). Это я, конечно, про ГАЦ Театр кукол имени Образцова.

Думаю, с уверенностью можно отметить позитивную динамику международной деятельности театра, - и важно держать руку на пульсе, чтобы не остановиться на достигнутом, не прийти к инерции процесса. Потому создание Координационного совета – необходимо и своевременно. Мы изначально видели и презентовали этот проект перед коллегами в Петербурге следующим образом: это собрание единомышленников, профессионалов своего дела, которые вместе ищут пути решения непростых ситуаций, делятся опытом, взаимообогащаются. И речь, соответственно, только о деятелях музыкальных театров, - заметьте, мы намеренно сузили диапазон вопросов, чтобы усилить концентрацию внимания. Это уже не вообще о культуре, а исключительно о музыкальной. Мы очень хотим наделить этот Совет просветительской функцией, - то есть, организовывать в его рамках как образовательные мероприятия, такие как тематические лекции в очном и он-лайн форматах, мастер-классы, тренинги, - так и расширить наши знания о текущих тенденциях в профессиональной сфере наших соседей. Мы часто говорим о культурном сближении, своего рода интеграции, - это действительно важно. Когда человек соприкасается с культурой другого народа, он получает ключ к пониманию его менталитета, он становится духовно богаче, развивает эмпатию, эстетическую составляющую… Это, с одной стороны, общеизвестно, с другой – не всегда мы отчётливо понимаем, как ввести это знакомство в постоянную практику. И одним из базовых положений, вынесенных нами на питерский форум, было создание в рамках Совета музыкальной электронной библиотеки авторов советского и современного периодов. Вот, например, на сцене Таджикского театра с декабря 2021 года обрёл новую жизнь спектакль азербайджанского композитора Узейира Гаджибекова «Аршин мал алан», - он был так тепло принят зрителями и, конечно, занял своё заслуженное место в нашем репертуаре. Смотря на эту незатейливую, но не теряющую актуальность, искромётную историю, невольно задумываешься, что очень хотелось бы ближе познакомить отечественного зрителя и с азербайджанскими композиторами, и казахскими, и узбекскими, которые в своём творчестве сохраняют и аутентичность, и остаются в то же время, близки любому человеку на земном шаре. Таджикское академическое искусство ХХ века подарило таких выдающихся мастеров, как Шарофиддин Сайфиддинов, Зиёдулло Шахиди, многих других, чьи произведения по праву не должны предаваться забвению не только на Родине, но и за её пределами. А что мы знаем о современных композиторах, к примеру, Казахстана? Или что знают они о наших сегодняшних постановках? Пока мы не сократим эту, на первый взгляд, незначительную дистанцию, мы не можем говорить о полноценном взаимодействии и возможности интеграции. Потому электронная база стала бы средоточием нашего вдохновенного и, надеюсь, продуктивного сотворчества.

- Вы упомянули о «совместных творческих проектах». Есть чем поделиться?

- Конечно! Наш театр – это, на самом деле, потрясающее украшение страны – и архитектурное, и творческое, конечно. И мне с самого начала своей деятельности хотелось, чтобы он превратился в международный культурный центр, такой центр притяжения талантов со всего мира. Потому первой идей на посту директора был необычный для наших реалий проект – это балетная постановка в стиле модерн с поэтичным названием «Золотое сердце Востока», для её осуществления мы пригласили знаменитого российского хореографа Сергея Арнольдовича Райника. Он – худрук пермского театра «Балет Евгения Панфилова», увенчанный многочисленными наградами и регалиями человек, но главное, теперь настоящий единомышленник таджикского театра. Модерн-балет отгремел овациями, аншлаг все премьерные дни был небывалым, - 500 мест нашего зала не смогли вместить всех желающих увидеть наш экспериментальный спектакль и мы, видя реакцию зрителей, поняли – мы на верном пути. Ведь, как говорил ещё Немирович-Данченко: «Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует скоро стать академически мертвым».

Сергей Арнольдович ещё неоднократно приезжал, он подготовил яркие концертные программы к чествованию памяти Народной артистки СССР Малики Сабировой, празднованию 8 марта, помог в постановке национальной премьеры «Битва с огнём» (тоже, кстати, международный проект с участием коллег из Узбекистана) и сейчас работает над национальным балетом на музыку нашего гениального современника, Народного артиста РТ, члена Союза композиторов России Толибхона Зиёдуллоевича Шахиди.

Отрадно, что с Государственным академическим Большим театром Узбекистана им. Навои у нас сложились эффективные творческие отношения. Мы в июне подписали меморандум о сотрудничестве, надеемся, он только укрепит наши связи. Солисты ГАБТУ не раз украшали наши постановки – Данияр Хасманов, Эльмира Юсупова, Ширин Власенко, Гульнар Альджанова, Азиза Мухамедова. Вот, кстати, и коллеги из Самаркандского государственного театра музыкальной драмы впервые за независимую историю посетили Таджикистан с гастролями.

Мы налаживаем мосты с казахстанскими артистами и постановщиками. Весной этого года на оперном гала-концерте выступала певица из Казахстана Азиза Омарова, наш главный балетмейстер тоже родом из этой прекрасной страны, выпускница ГИТИСа Аяна Оскенбаева. Кстати, из стен ГИТИСа вышел и наш главный режиссер Сухроб Усмонов, а с Григорием Анатольевичем Заславским мы тоже скрепили подписями двусторонние договорённости.

Это говорит о том, что база для работы Координационного совета уже подготовлена – ведётся работа с ближним зарубежьем, которая в скором времени примет ещё бо́льшие масштабы.

- А среди иностранцев есть те, чей контракт предусматривает долгосрочное сотрудничество?

- Да, их уже более двух десятков. В основном, это оркестранты из России и Узбекистана, есть также солисты оперы. А вот артисты балета – многие этнические японцы, представляющие русскую профессиональную школу, выпускники Перми и других престижных учебных учреждений России. Надо упомянуть, что и отечественные солисты балета получили образование в России, причём эта квотная кампания в своё время была разработана по личной инициативе Президента Таджикистана уважаемого Эмомали Рахмона.

Мы выдвигаем приоритетом привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа не только для работы в театре, но и для подготовки национальных кадров. Таким образом, на современном этапе ТГАТОБ им. Айни интегрируется в образовательное пространство, и Координационный совет будет подспорьем в такого рода вопросах для всех театров-участников. Понадобится, допустим, в оркестр виолончелист, - в рамках Координационного совета упростится его поиск, будет существовать определённая база данных.

- Мы понимаем, что одна только подготовка документации по Совету займёт немало времени…

- Естественно, это дело не одного-двух дней. Учитывая, как многого мы ждём от работы Совета для всех стран Содружества, нужно тщательно разработать механизм его действия и с юридической, и с практической точек зрения. Наши специалисты уже начали составлять программный стержень этого проекта, само собой, что принимать участие в его разработке будут все коллеги-участники. Но уже есть первые результаты – по итогам нашего выступления в северной столице России уже состоялся приезд администрации и творческого состава музыкального камерного театра «Санктъ-Петербургъ Опера», с которым мы подписали Соглашение о сотрудничестве. Прекрасные солисты этого прославленного коллектива Евгения Кравченко, Ярамир Низамутдинов и Валерий Каула выступили на открытии сезона в ТГАТОБ им. Айни. Зрители были в восторге! Теперь и мы до окончания сезона обещали нанести ответный визит в Санкт-Петербург с оперой Дамира Дустмухаммедова «Золотой кишлак» и гала-концертом из произведений таджикских авторов, чтобы познакомить российского зрителя с нашим культурным колоритом.

Результатом летней поездки также стало заключение договора с оперной певицей Екатериной Моисеевой, которая уже в октябре присоединилась к нашим солистам. В ноябре отзвучал специальный показ оперы «Пиковая дама», за дирижёрский пульт встал знаменитый Николай Хондзинский. И это только начало…

- В продолжение ваших слов, - а какое место в репертуаре театра занимает русская классика?

- Значимое, неоспоримо. Среди постоянно идущих на сцене спектаклей – жемчужины оперного и балетного творчества Чайковского «Иоланта», «Евгений Онегин», та же «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Спящая красавица», балетные постановки Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан», Сергея Прокофьева «Золушка». Знаете, наш зритель обожает Рахманинова. Опера «Алеко» не сходит с наших подмостков, произведения Рахманинова украшают музыкальные вечера в театре. 150-летие со дня рождения русского гения мы отметили оперным концертом.

- География международных связей Таджикского театра – это только ближнее зарубежье, или…

- Конечно, мы стараемся расширять творческие горизонты. Один сезон с нами работал профессор Миланской консерватории Дельфо Меникуччи, - под его дирижёрским управлением прошли яркие премьеры: опера Верди «Травиата» и «Девятая симфония» Бетховена (которая вообще в истории Таджикистана никогда прежде, до 2022 года, не исполнялась). В этом году другой маэстро из Италии Джерардо Колеллавстал за дирижёрский пульт оперы Бизе «Кармен», которую наш коллектив поставил на языке оригинала, опять же, впервые за долгое время. Итальянские артисты – частые гости в Душанбе - пианистка Текла Черкьяра, оперные певцы Валерия Мела, Джирджио Кашьяри, Ноэми Умани, Елена Сомма. Мы стараемся радовать зрителей интересными концертами с участием мировых звёзд из разных стран, - за последние три года нас посетили артисты из Франции, Испании, Турции, Венгрии, и это далеко не полный список. И благодаря политике открытых дверей, проводимой Основателем мира и национального единства – Лидером нации, Президентом нашей республики уважаемым Эмомали Рахмоном, уверен, этот список будет расширяться.

- Остаётся только пожелать успехов и энергии в вашем лице всему коллективу Таджикского театра на непростом, но вдохновенном творческом пути.


Made on
Tilda