Вот уже больше года в Петербурге происходят события, лишний раз подтверждающие алчность и ненасытность строительного бизнеса, недобросовестных застройщиков, которым глубоко плевать на судьбу культурно-исторического наследия города и его архитектурный облик. В этот раз под угрозой полного уничтожения оказалось историческое здание – Дом Басевича, что на Большой Пушкарской улице в Петроградском районе. Доходный дом Басевича был построен в 1912 году по проекту известного архитектора Алексея Зазерского, и представляет собой один из наиболее выразительных образцов архитектуры модерна.
-
В 2008 году дом был расселен по причине аварийности, и вспомнили об историческом здании лишь через четыре года, когда решили передать его на баланс программы «Молодежи – доступное жилье». К слову, эта программа едва ли не единственная в Петербурге, которая позволяет реконструировать принадлежащие городу исторические здания без их демонтажа. Начало капитального ремонта Дома Басевича было запланировано на 2015 год, и у петербуржцев появилась надежда, что в ближайшем будущем здание обретет новую жизнь, тем более, что техническое обследование показало его ремонтопригодность.
-
Однако, очень скоро у дома на Пушкарской неожиданно объявился новый владелец - в лице Театра балета и Академии танца Бориса Эйфмана, в интересах которых, с позволения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), решено было построить на этом месте гостиницу для артистов, приезжающих в театр Эйфмана на гастроли, а также интернат для воспитанников академии. Почему построить? Да потому, что учреждение Эйфмана и привлеченная им на мало понятных условиях строительная компания Setl Group явно не собираются проводить глобальную реконструкцию здания, а намерены просто снести его, воздвигнув очередной новодел. Это легко можно уяснить, ознакомившись с результатами заказанной ими же самими (!) экспертизы состояния здания, которая, что называется, «вопиет» о якобы полной непригодности Дома Басевича для капитального ремонта и восстановления.
-
Одним словом, «апартаменты Эйфмана» обещают стать очередной «вставной челюстью» в архитектурном облике нашего прекрасного и неповторимого Петербурга, - вслед за безликой коробкой нового корпуса Мариинского театра, вслед за Бизнес-центром "Renaissance Hall" на Владимирским проспекте, жилищными комплексами «Аврора» и «Монблан» на Большом Сампсониевском проспекте и многие другими объектами, которые совершенно не вписываются в исторически сложившийся облик города и вызывают законное возмущение петербуржцев.
-
И беда здесь заключается не только в оголтелости строительного бизнеса и потакающих ему определенных городских чиновников, но и в том, что действующие сегодня законы, в том числе нормы федерального и регионального градостроительного законодательства, различные строительные нормы и правила, не позволяют в должной мере оберегать исторический центр Петербурга. А ведь еще в далеком ноябре 1972 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО исторические районы «северной Пальмиры» были признаны объектом всемирного культурного наследия, подлежащего всесторонней защите со стороны государства!
-
Поэтому, пока еще не поздно, мы обязаны организовать надежную защиту нашей культурной столицы от «вандалов-застройщиков», - такую, чтобы больше никто и никогда не смог посягнуть на ее историко-архитектурную целостность. В этих целях я предлагаю принять специальный федеральный закон, основную идею которого я изложил в своем депутатском запросе на имя президента Владимира Путина – уроженца нашего славного Петербурга, человека, у которого с городом на Неве связаны многие годы жизни, учебы и работы.
-
В тексте закона нужно закрепить само понятие находящегося под охраной государства исторического центра Петербурга и его границы таким образом, чтобы ни у кого из представителей строительного бизнеса даже и мысли не возникало возводить там какие-либо объекты, нарушающие исторический облик города. При этом под защиту государства должны подпадать любые здания и сооружения, памятники, скверы и парки, без которых невозможно представить этот исторический облик в его целостности и гармонии. А что означает охрана и защита со стороны государства? Это означает решительный запрет на любые работы по реконструкции, реставрации и ремонту исторических зданий, если эти работы ведут к искажению или изменению их внешнего облика, и тем более, если они создают угрозу для их повреждения, разрушения или уничтожения.
-
И даже если какое-то здание, ставшее в свое время частицей самобытного, исторически сложившегося облика Петербурга, находится сегодня, как выражаются специалисты, в состоянии необратимой аварийности, то и это обстоятельство не может служить основанием для оправдания строительства на его месте объекта, нарушающего исторический облик города. В этом случае такое здание может быть разобрано, но исключительно с гарантиями либо полного его воссоздания, либо формирования на его месте т.н. участка озелененной территории общего пользования, - сквера, аллеи, парка.
Так вот, если у нас появится реально действующий федеральный закон в защиту исторического центра Петербурга, мы обзаведемся, как говорил булгаковский профессор Преображенский, такой бумагой, - настоящей, броней, - которую уже точно никто не пробьет. И тогда, хочется верить, нам не придется постоянно воевать с застройщиками-хапугами, дрожать за каждый свой исторический объект. А те или иные чиновники уже не смогут «договариваться» со строительным бизнесом, решая за спиной горожан судьбу исторического и культурного наследия их любимого города.