Персональная выставка А.Н. Блиока в залах
Российской академии художеств
Автор: С.М.Грачева,
доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств,
профессор кафедры русского искусства
Института имени И.Е.Репина при РАХ.
Многое в судьбе петербуржца Андрея Николаевича Блиока было предопределено. Ему довелось родиться через год после окончания Великой Отечественной войны в Ленинграде, в городе, совсем недавно пережившем ужасы блокады. Ему суждено было стать художником, потому что с детства он все время рисовал, и линия жизни у него в этом отношении прямая и ровная. Он окончил в 1965 году Среднюю художественную школу при Институте имени И.Е.Репина, которая тогда располагалась в здании Академии на Университетской набережной. А затем, в 1971-м – мастерскую репинского института, возглавляемую народным художником СССР, академиком, профессором А.А.Мыльниковым, По окончанию её А. Н. Блиок получил звание «художник-живописец-монументалист-педагог» за свой дипломный проект «Спуск корабля. Петр I». Затем были годы аспирантуры-стажировки, руководства студенческой практикой – так начиналась его педагогическая деятельность на факультете живописи.

Всю свою жизнь, более полувека, он связан с Академией художеств, став народным художником РФ, академиком РАХ, профессором, получив множество наград и премий. Все эти годы А.Н.Блиок ни разу не прекращал заниматься живописью, это его профессия, страсть, стихия, долг.

В 2017 году, полгода продолжалась его персональная выставка в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея, был издан фундаментальный каталог. Выставка показала – насколько велик диапазон его творчества, от монументальных росписей, исторических картин до портретов и пейзажей. Все, что он делает, он делает как истый перфекционист, основательно и творчески, за всеми его полотнами стоит академическая школа, которую он с честью представляет.

Самым любимым городом на земле для него остается Санкт-Петербург, который он воспел во многих произведениях. Его триптих «Ленинград» создан в 1989. Здесь использован прием построения пространства в духе мастеров ОСТа и «Круга художников». Крюков канал увиден с высокой точки, из окна «Дома с атлантами», с видом на Троицкий собор, торговые ряды, колокольню и садик Никольского собора, перекинутые через канал мосты, освещенные белым зимним солнцем. Данная панорама передает состояние звенящей тишины во время поздней осени с еще «золотыми», не до конца облетевшими кронами деревьев и первым выпавшим легким снежком.

Одно из замечательных полотен в его творчестве о блокадной поре – «18-е января 1943 года» А.Н.Блиока (2015). День прорыва блокады Ленинграда раскрывается через величественный образ города Петра, через прекрасные в своем архитектурном решении металлические арки пролетов Большеохтинского моста, через красоту морозного снежного дня и сурового январского питерского неба.

Важно подчеркнуть, что А.Н.Блиок не акцентирует специально внимание на теме страданий и смерти, но возвеличивает подвиг Ленинграда через его прекрасные и величественные ансамбли, за которые и погибали его воины-защитники. Несколько суховато-графическая манера живописи А.Н.Блиока в этой работе точно соответствует утонченно-возвышенному, имирно вместе с тем, монументально-выразительному образу, снятия блокады.
      В мирное же время он заядлый путешественник. Китай, Италия, Греция, Болгария, Египет, Австрия, Венгрия, Скандинавия, многие города России – и это далеко не полный список тех мест на Земле, где побывал он, и куда возвращался неоднократно. Среди этой обширной географии совершенно особое место занимает Франция, и, конечно же, Париж, где он бывал много раз.

      В 2012 году А.Н.Блиок провел в Париже более трех месяцев, куда он был приглашен обществом Cite International des Arts, и его мастерская находилась в самом сердце города, прямо у Отеля де Вилль. Итогом такого тесного знакомства со столицей Франции стал цикл живописных и графических произведений, состоящий более чем из 125 работ. Это пейзажи и портреты, этюды, наброски, большие сюжетные картины.

      Знаменитому богемному району Парижа посвящен пейзаж-картина «Монмартр» (1995), написанный как бы намеренно в духе старых французских мастеров и помещенный в барочную раму. Мощенные кривые улочки, ведущие к вершине холма, старинные дома, белеющий вдали Сакре-Кёр словно погружают нас в атмосферу прошлого столетия, и только ярко-красная полицейская машина на первом плане заставляет вспомнить о настоящем.

      Париж не отпускает так легко из своего плена. Несколько лет А.Н.Блиок работал над картиной «Ностальгия» (1995-2015), которая родилась из сравнительно небольшого эскиза, выполненного в технике пастели в 1995 году. На переднем плане – сам художник, рисующий за столиком парижского кафе «Le Dauphin», за его спиной – яркая и беспокойная ночная жизнь Парижа, отраженная в витринах и окнах кафе. Это своеобразный современный парафраз «Бара в «Фоли Бержер» Э.Мане. «Ностальгия» - картина, посвященная самому Парижу и уже сравнительно немногочисленным представителям русской эмиграции, оказавшимся в этом городе. Это еще, возможно, и разговор о состоянии этой эмиграции, которое близко художнику в последние годы.

      Дом-мастерская А.Н.Блиока находится в Петергофе. Это не случайно. Только здесь такой, открытый просторный с невероятно широкой перспективой, Финский залив, только здесь такие дубы, с их осенней позолотой, только здесь такая земля, которая вся сияет роскошью природы и архитектуры, и которая хранит святую память как о кровавых, так и о самых великих событиях отечественной истории. И в этом тоже есть своя предопределенность судьбы яркого художника - интеллигента.

      Made on
      Tilda